Рекомендации по разработке мастер-класса

 


Рекомендации по разработке мастер-класса для участия в фестивале педагогических мастерских «Достижение предметных результатов при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации по иностранным языкам» (далее Фестиваль)

 

Мастер-класс как форма интерактивного обучения и обмена опытом

1. Определение понятия.

Мастер-класс (англ. Master class, нем. Meisterkurs, Musikpädagogik, фр. Classe de maître) — оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности (музыке, изобразительном искусстве, литературе, режиссуре, актёрском мастерстве, дизайне), а также в науке, педагогике и ремесле для лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в этой сфере деятельности [3].

Первоначально мастер-класс как форма обучения был необходим представителям творческих профессий, где просто «рассказать» недостаточно для приобретения навыка. Так, чтобы научиться виртуозно играть на музыкальном инструменте, мало – выучить ноты и сыграть несколько мелодий. Существует ряд приёмов, помогающих оттачивать мастерство игры на скрипке, привнося с каждым разом оригинальные звуковые эффекты в исполнение музыканта. Овладение данными приемами невозможно в ходе лекции, путь долгих репетиций значительно увеличит время овладения приемами и также не будет гарантировать их самостоятельное постижение музыкантом. Единственный выход – мастер-класс под руководством мастера, способного не просто продемонстрировать приемы, но и мотивировать публику на овладение ими, скорректировать технику каждого музыканта, участвующего в мастер-классе, а также направить занятие таким образом, чтобы каждый постиг приемы самостоятельно, своим индивидуальным путем.

Данная историческая справка характеризует суть мастер-класса в педагогике, где существуют следующие определения понятия:

1) мастер-класс — это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции;

2) мастер-класс (от английского masterclass: master — лучший в какой-либо области + class — занятие, урок) действительно является семинаром, который проводит эксперт в определённой дисциплине для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете. Очевидно, таким образом, что мастер-классы не показывают, а проводят;

3) мастер-класс — современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания [2].

2. Назначение мастер-класса.

Основной принцип проведения мастер-класса заключается в словах «Я знаю, как это делать. Я научу вас». Смысл мастер-класса для мастера, который проводит мастер-класс, заключается в стремлении поделиться с участниками своей уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично им. По сути дела, мастер-класс – это передача действующей технологии, где важно не знание, не сообщение информации, а передача способов деятельности, таких как прием, методика, метод, технология [1].

Специфика мастер-класса заключается в том, что специалист демонстрирует свое мастерство или свое понимание проблемы в практической форме, где активны все участники мастер-класса. Мастер принимает на себя роль консультанта, помогающего организовать учебную работу, осмыслить на новом более высоком уровне осваиваемую деятельность.

Ключевые слова в данном разделе выделены жирным шрифтом и подчёркнуты, чтобы предотвратить ошибочное понимание читателем мастер-класса как лекции, доклада, иными словами, выступления общетеоретического характера. Мастер-класс должен быть основан на практической деятельности мастера, демонстрировать практику его работы в определенной области, понимание предмета мастер-класса, способствовать формированию практических умений участников, которые в дальнейшем пригодятся им в работе.

3. Типы педагогических мастер-классов.

Презентация педагогического опыта: кратко характеризуются основные идеи презентуемой образовательной технологии (или презентуемого метода, приёма, средства обучения), демонстрируется наглядный пример работы (в виде урока (фрагмента учебного или внеурочного занятия), комплекса практических заданий, упражнений); обсуждаются с аудиторией проблемы и перспективы в работе педагога.

Имитационная игра: педагог проводит учебное занятие со слушателями, которые занимают место обучающихся; в этом случае слушатели одновременно играют две роли: обучающихся и экспертов, присутствующих на открытом учебном занятии. При этом важно, чтобы участники мастер-класса сделали правильные выводы по ходу и по итогам имитационной игры, поэтому мастеру следует проверять правильность понимания содержания мастер-класса.

Моделирование: участники-учителя выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии урока, предложенной специалистом; специалист, проводящий мастер-класс, выполняет роль консультанта, он только организует самостоятельную деятельность аудитории, а затем участвует в обсуждении авторских моделей, созданных в ходе занятия [https://ru.wikipedia.org/wiki/Мастер-класс].

4. Рекомендации по подготовке мастер-класса и проведению с использованием дистанционных технологий.

4.1. Выберите ведущую педагогическую методику, технологию, приём, средства обучения, которыми хорошо владеете и хотите проиллюстрировать на мастер-классе. Ваш выбор определит тему и содержание мастер-класса.

4.2. В соответствии с темой определите цель мастер-класса и задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной вами цели.

Формулировки могут быть следующими:

- научить участников мастер-класса …,

- показать наиболее интересные варианты работы с учебным материалом на основе активной деятельность участников мастер-класса,

- на основе активной практической деятельности подвести участников мастер-класса к пониманию педагогической …,

- организовать творческую деятельность участников мастер-класса с целью нахождения новых вариантов решения проблемы …,

- совершенствовать профессиональные / педагогические / личностные компетенции участников мастер-класса в использовании … / в области … / в области применения ….

4.3. Сформулируйте проблему, вопрос, парадокс, которые способны ввести в тему занятия и представляют интерес для «обучающихся». Для формулирования темы можно воспользоваться описанием проблемной ситуации или существующего противоречия, можно также использовать один из следующих приёмов:

1. Предъявление противоречивых фактов.

Например, ведущий мастер-класса предъявляет следующие факты: в английском языке существуют правила чтения, однако наряду с ними существует множество слов, которые являются исключениями, не читаются в соответствии с правилами. Вопрос к участникам мастер-класса: «Какая возникает проблема?». Возможный ответ: «Как научить детей использовать правила чтения, при этом правильно читать и слова-исключения?».

2. Предъявление противоречивых мнений.

Проблемная ситуация создаётся предъявлением существующих противоречивых мнений (по итогам исследований, практики ведущего, на основе жизненного опыта) или на основании опроса участников мастер-класса, высказывающих противоречивые мнения. Например, ведущий мастер-класса просит участников обозначить свою позицию по поводу утверждения: «Дистанционное обучение может быть таким же эффективным, как и очное, в преподавании иностранного языка».

Когда участники мастер-класса выскажут противоречивые мнения, ведущий сформулирует проблему: «Какие приёмы помогут сделать дистанционное обучение иностранному языку таким же эффективным, как очное?».

3. Обнаружение ошибочного представления.

Задача ведущего – обнаружить ошибочное мнение, представление участников мастер-класса (своего рода, стереотип). Например, ведущий спрашивает мнение участников мастер-класса, какой ответ обучающихся был наиболее популярным при опросе о качествах эффективного учителя (по итогам исследования Азул Терронез, «Искусство ученичества»). Предложенные на выбор варианты:

1) отличный учитель есть яблоки,

2) отличный учитель спокоен,

3) отличный учитель мыслит, как ребенок, но ведёт себя, как взрослый.

На основе собственного опыта участники мастер-класса выберут, скорее всего, 2 вариант, когда наиболее популярным являлся вариант 1. По итогам использования приёма ведущий формулирует проблему: «Как современному учителю соответствовать предъявляемым требованиям участников образовательных отношений?» [4].

4.4. Подберите приёмы работы, различные формы работы и технические средства (минимально) к поставленным цели и задачам.

Хорошо обдумайте, какие приёмы помогут решить поставленные задачи.

Помните, что фестиваль будет проводиться дистанционно. С помощью инструментов Microsoft Teams вы сможете:

1)                демонстрировать мультимедийные файлы (аудио- и видеофайлы, презентации), электронные документы, сайты, приложения своего устройства и т.д.,

2)                получать обратную связь от участников конференции (видеть и слышать участников): ответы на вопросы, задания,

3)                использовать чат для получения ответов на вопросы, информирования участников конференции, отправки файлов, ссылок,

4)                использовать доску сообщений, маркер и другие инструменты,

5)                организовать групповую и парную работу (о возможности организации данных форм работы желательно уточнять у организатора ввиду возможно большого количества участников и, следовательно, неэффективности данных форм работы).

В процессе планирования мастер-класса рекомендуется более подробно познакомиться с возможностями использования сервиса Microsoft Teams по ссылке https://www.microsoft.com/ru-ru/microsoft-teams/group-chat-software.

4.5. Придумайте неожиданные предметы или открытия, которые раскрывают ведущую педагогическую идею.

4.6. Включите фантазию, придумайте интересный замысел мастер-класса.

4.7. Составьте подробный план мастер-класса. Мастер-класс для учителей вашего предмета можно подготовить на иностранном языке, в случае невозможности объясняться на иностранном языке или нецелесообразности его использования (наличие методических категорий, теряющих первоначальный смысл при переводе на иностранный язык, специфики методики, технологии), мастер-класс может быть подготовлен на русском языке.

4.8. Не забывайте о результате, который желаете получить по итогам мастер-класса, в ходе его планирования [2].

5. Рекомендации по проведению мастер-класса.

5.1. Для проведения мастер-класса необходимы камера, микрофон (часто в строен в веб-камеру), стабильное Интернет-соединение. Если вы не уверены в стабильности своего Интернет-соединения, снимите свой мастер-класс на видео и отправьте видео организатору (контакты указаны ниже). Таким образом, на Фестивале будет показано видео вашего мастер-класса.

5.2. Старайтесь говорить не громко и не тихо, но внятно и с разными интонациями (не монотонно). Будьте готовы к тому, что обратная связь от участников мастер-класса будет значительно замедлена ввиду дистанционного формата проведения. Проявляйте терпение, ожидая ответа участников, однако учитывайте данное обстоятельство при соблюдении требований к продолжительности мастер-класса (до 20 минут). До начала мастер-класса и в процессе его проведения уточняйте, слышат ли вас участники, видят ли презентацию, материалы, которые вы демонстрируете.

5.3. Нельзя весь мастер-класс читать лекцию, хотя вводная часть должна иметь определенную теоретическую значимость.

5.4. Не превращайте мастер-класс только в игру. Одна форма работы на мастер-классе неприемлема.

5.5. Проявляйте специфику предмета.

5.6. Не добивайтесь долго того ответа, который вам нужен. А если получили его раньше — не продолжайте двигаться в эту сторону.

5.7. Старайтесь показывать не только себя, но и удивлять участников тем, что они могут сами прийти к правильным выводам.

5.8. Не бойтесь задавать трудные вопросы.

5.9. Проведите в конце краткий анализ мастер-класса.

5.10. Не превышайте лимит времени для выступления (не более 20 минут) [2].

6. Структура мастер-класса (носит рекомендательный характер).

ü выделение проблемы, обозначение её актуальности,

ü предъявление материала, используемого вами в практике преподавания предмета,

ü работа с практическим материалом,

ü представление результатов работы,

ü обсуждение и корректировка результатов работы,

7. Требования к оформлению мастер-класса, если планируете его публикацию впоследствии.

7.1. Технические требования.

Сценарий мастер-класса рекомендуется предоставить в качестве документа, созданного в формате Microsoft Word, в соответствии со следующими техническими характеристиками:

- шрифт - Times New Roman, размер шрифта – 14;

- отступ абзаца – 1, 15;

- поля: верхнее и нижнее – 2,5 см, левое – 2 см, правое – 1, 5 см.

Таблицы, иллюстрации и фотографии должны иметь сквозную нумерацию и название.

7.2. Требования к содержанию.

Сценарий мастер-класс рекомендуется оформить от третьего лица, без обращений, свойственных жанру выступления. Объём текста не должен превышать 8 страниц формата А4. Демонстрационные и наглядные материалы должны быть представлены в виде приложения к сценарию мастер-класса. В случае необходимости использования мультимедиа (компьютерной презентации, аудио- или видеофайлов), рекомендуется также предоставить их на проверку в виде приложений (отдельных файлов). В конце сценария мастер-класса оформляется список используемой литературы в соответствии с ГОСТ Р 7.0.100-2018.

После заглавия необходимо предоставить краткую информацию об авторе и аннотацию к сценарию мастер-класса, а также ключевые слова.

Пример оформления:

Сценарий мастер-класса «Система работы учителя иностранного языка по подготовке учащихся 9 класса к написанию личного письма»

Иванова Маргарита Яковлевна

учитель МБОУ «СОШ № ..» г. Курска,

e-mail: …..

 

Мастер-класс демонстрирует основные приемы работы с учащимися 7-9 классов для подготовки к написанию личного письма в ходе ОГЭ. Среди этих приёмов: … . Результатом проведения мастер-класса является овладение учителями иностранного языка данными приемами, осознание специфики их использования на уроках иностранного языка.

Ключевые слова: личное письмо, ОГЭ, приёмы подготовки к ОГЭ по иностранному языку.

 

Организаторы Фестиваля оставляют за собой право на редактирование предоставляемых материалов, а также на отказ автору в выступлении с мастер-классом в случае, если материалы не соответствуют заявленным требованиям или идея мастер-класса не актуальна и/или не соответствует тематике мероприятия. Организаторы оставляют за собой право не вступать в переписку с разработчиками мастер-классов и не объяснять причины отклонения их работы. Об утверждении мастер-класса для проведения на Фестивале организаторы сообщат не позднее 21 декабря.

 

С уважением,

доцент кафедры социально-гуманитарного образования

ОГБУ ДПО КИРО                                                                    Е.А. Давыдова

 

Литература

                              1.          Березина И.В. Мастер-класс как современная форма методической работы [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/531889/ (дата обращения: 24.02.2017).

                              2.          Заруба А.В. Что такое мастер-класс [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://teacher-of-russia.ru/?page=2009-seminar_lectures_zaruba_av  (дата обращения: 24.02.2017).

                              3.          Мастер-класс [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мастер-класс (дата обращения: 24.02.2017).

                      4.         Мельникова Е.Л. Создание проблемных ситуаций на уроках английского языка [Текст] / Е. Л. Мельникова // Иностранные языки в школе. - 2015. - № 7. - С. 20-28.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Программа фестиваля