Рекомендации по разработке мастер-класса
Рекомендации по разработке мастер-класса для участия в фестивале педагогических мастерских «Достижение предметных результатов при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации по иностранным языкам» (далее Фестиваль)
Мастер-класс
как форма интерактивного обучения и обмена опытом
1. Определение понятия.
Мастер-класс (англ. Master class, нем. Meisterkurs, Musikpädagogik, фр. Classe de maître) — оригинальный метод
обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства,
проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности (музыке,
изобразительном искусстве, литературе, режиссуре, актёрском мастерстве,
дизайне), а также в науке, педагогике и ремесле для лиц, достигших достаточного
уровня профессионализма в этой сфере деятельности [3].
Первоначально мастер-класс как форма
обучения был необходим представителям творческих профессий, где просто
«рассказать» недостаточно для приобретения навыка. Так, чтобы научиться
виртуозно играть на музыкальном инструменте, мало – выучить ноты и сыграть
несколько мелодий. Существует ряд приёмов, помогающих оттачивать мастерство
игры на скрипке, привнося с каждым разом оригинальные звуковые эффекты в
исполнение музыканта. Овладение данными приемами невозможно в ходе лекции, путь
долгих репетиций значительно увеличит время овладения приемами и также не будет
гарантировать их самостоятельное постижение музыкантом. Единственный выход –
мастер-класс под руководством мастера, способного не просто продемонстрировать
приемы, но и мотивировать публику на овладение ими, скорректировать технику
каждого музыканта, участвующего в мастер-классе, а также направить занятие
таким образом, чтобы каждый постиг приемы самостоятельно, своим индивидуальным
путем.
Данная историческая справка характеризует
суть мастер-класса в педагогике, где существуют следующие определения понятия:
1) мастер-класс — это интерактивная форма
обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции;
2) мастер-класс (от английского
masterclass: master — лучший в какой-либо области + class — занятие, урок)
действительно является семинаром, который проводит эксперт в определённой
дисциплине для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете.
Очевидно, таким образом, что мастер-классы не показывают, а проводят;
3) мастер-класс — современная форма
проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по
различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и
обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к
новейшим областям знания [2].
2. Назначение мастер-класса.
Основной принцип проведения мастер-класса
заключается в словах «Я знаю, как это
делать. Я научу вас». Смысл мастер-класса для мастера, который проводит
мастер-класс, заключается в стремлении поделиться с участниками своей
уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично им. По
сути дела, мастер-класс – это передача действующей технологии, где важно не
знание, не сообщение информации, а передача способов деятельности, таких как
прием, методика, метод, технология [1].
Специфика мастер-класса заключается в том,
что специалист демонстрирует свое мастерство или свое понимание проблемы в
практической форме, где активны все участники мастер-класса. Мастер
принимает на себя роль консультанта, помогающего организовать учебную работу,
осмыслить на новом более высоком уровне осваиваемую деятельность.
Ключевые слова в данном разделе выделены
жирным шрифтом и подчёркнуты, чтобы предотвратить ошибочное понимание читателем
мастер-класса как лекции, доклада, иными словами, выступления общетеоретического
характера. Мастер-класс должен быть основан на практической деятельности
мастера, демонстрировать практику его работы в определенной области, понимание
предмета мастер-класса, способствовать формированию практических умений
участников, которые в дальнейшем пригодятся им в работе.
3. Типы педагогических мастер-классов.
Презентация
педагогического опыта: кратко характеризуются основные идеи презентуемой
образовательной технологии (или презентуемого метода, приёма, средства
обучения), демонстрируется наглядный пример работы (в виде урока (фрагмента
учебного или внеурочного занятия), комплекса практических заданий, упражнений);
обсуждаются с аудиторией проблемы и перспективы в работе педагога.
Имитационная
игра: педагог проводит учебное занятие со слушателями,
которые занимают место обучающихся; в этом случае слушатели одновременно играют
две роли: обучающихся и экспертов, присутствующих на открытом учебном занятии.
При этом важно, чтобы участники мастер-класса сделали правильные выводы по ходу
и по итогам имитационной игры, поэтому мастеру следует проверять правильность
понимания содержания мастер-класса.
Моделирование:
участники-учителя выполняют самостоятельную работу по конструированию
собственной модели учебного занятия в режиме технологии урока, предложенной
специалистом; специалист, проводящий мастер-класс, выполняет роль консультанта,
он только организует самостоятельную деятельность аудитории, а затем участвует
в обсуждении авторских моделей, созданных в ходе занятия [https://ru.wikipedia.org/wiki/Мастер-класс].
4. Рекомендации по подготовке
мастер-класса и проведению с использованием дистанционных технологий.
4.1. Выберите ведущую педагогическую методику,
технологию, приём, средства обучения, которыми хорошо владеете и хотите
проиллюстрировать на мастер-классе. Ваш выбор определит тему и содержание
мастер-класса.
4.2. В соответствии с темой определите
цель мастер-класса и задачи, которые необходимо решить для достижения
поставленной вами цели.
Формулировки могут быть следующими:
- научить участников мастер-класса …,
- показать наиболее интересные варианты
работы с учебным материалом на основе активной деятельность участников
мастер-класса,
- на основе активной практической
деятельности подвести участников мастер-класса к пониманию педагогической …,
- организовать творческую деятельность
участников мастер-класса с целью нахождения новых вариантов решения проблемы …,
- совершенствовать профессиональные /
педагогические / личностные компетенции участников мастер-класса в
использовании … / в области … / в области применения ….
4.3. Сформулируйте проблему, вопрос,
парадокс, которые способны ввести в тему занятия и представляют интерес для «обучающихся».
Для формулирования темы можно воспользоваться описанием проблемной ситуации или
существующего противоречия, можно также использовать один из следующих приёмов:
1.
Предъявление противоречивых фактов.
Например, ведущий мастер-класса
предъявляет следующие факты: в английском языке существуют правила чтения,
однако наряду с ними существует множество слов, которые являются исключениями,
не читаются в соответствии с правилами. Вопрос к участникам мастер-класса:
«Какая возникает проблема?». Возможный ответ: «Как научить детей использовать
правила чтения, при этом правильно читать и слова-исключения?».
2. Предъявление противоречивых мнений.
Проблемная ситуация создаётся
предъявлением существующих противоречивых мнений (по итогам исследований,
практики ведущего, на основе жизненного опыта) или на основании опроса
участников мастер-класса, высказывающих противоречивые мнения. Например,
ведущий мастер-класса просит участников обозначить свою позицию по поводу
утверждения: «Дистанционное обучение может быть таким же эффективным, как и
очное, в преподавании иностранного языка».
Когда участники мастер-класса выскажут
противоречивые мнения, ведущий сформулирует проблему: «Какие приёмы помогут
сделать дистанционное обучение иностранному языку таким же эффективным, как
очное?».
3.
Обнаружение ошибочного представления.
Задача ведущего – обнаружить ошибочное
мнение, представление участников мастер-класса (своего рода, стереотип).
Например, ведущий спрашивает мнение участников мастер-класса, какой ответ
обучающихся был наиболее популярным при опросе о качествах эффективного учителя
(по итогам исследования Азул Терронез, «Искусство ученичества»). Предложенные
на выбор варианты:
1) отличный учитель есть яблоки,
2) отличный учитель спокоен,
3) отличный учитель мыслит, как ребенок,
но ведёт себя, как взрослый.
На основе собственного опыта участники
мастер-класса выберут, скорее всего, 2 вариант, когда наиболее популярным
являлся вариант 1. По итогам использования приёма ведущий формулирует проблему:
«Как современному учителю соответствовать предъявляемым требованиям участников
образовательных отношений?» [4].
4.4. Подберите приёмы работы, различные
формы работы и технические средства (минимально) к поставленным цели и задачам.
Хорошо обдумайте, какие приёмы помогут
решить поставленные задачи.
Помните, что фестиваль будет проводиться
дистанционно. С помощью инструментов Microsoft Teams вы
сможете:
1)
демонстрировать мультимедийные файлы
(аудио- и видеофайлы, презентации), электронные документы, сайты, приложения
своего устройства и т.д.,
2)
получать обратную связь от участников
конференции (видеть и слышать участников): ответы на вопросы, задания,
3)
использовать чат для получения ответов на
вопросы, информирования участников конференции, отправки файлов, ссылок,
4)
использовать доску сообщений, маркер и
другие инструменты,
5)
организовать групповую и парную работу (о
возможности организации данных форм работы желательно уточнять у организатора
ввиду возможно большого количества участников и, следовательно, неэффективности
данных форм работы).
В
процессе планирования мастер-класса рекомендуется более подробно познакомиться
с возможностями использования сервиса Microsoft Teams по
ссылке https://www.microsoft.com/ru-ru/microsoft-teams/group-chat-software.
4.5. Придумайте неожиданные предметы или
открытия, которые раскрывают ведущую педагогическую идею.
4.6. Включите фантазию, придумайте
интересный замысел мастер-класса.
4.7. Составьте подробный план мастер-класса.
Мастер-класс для учителей вашего предмета можно подготовить на иностранном
языке, в случае невозможности объясняться на иностранном языке или
нецелесообразности его использования (наличие методических категорий, теряющих
первоначальный смысл при переводе на иностранный язык, специфики методики,
технологии), мастер-класс может быть подготовлен на русском языке.
4.8. Не забывайте о результате, который
желаете получить по итогам мастер-класса, в ходе его планирования [2].
5. Рекомендации по проведению
мастер-класса.
5.1.
Для проведения мастер-класса необходимы камера, микрофон (часто в строен в
веб-камеру), стабильное Интернет-соединение. Если вы не уверены в
стабильности своего Интернет-соединения, снимите свой мастер-класс на видео и
отправьте видео организатору (контакты указаны ниже). Таким образом, на Фестивале
будет показано видео вашего мастер-класса.
5.2.
Старайтесь говорить не громко и не тихо, но внятно и с разными интонациями (не
монотонно). Будьте готовы к тому, что обратная связь от участников
мастер-класса будет значительно замедлена ввиду дистанционного формата
проведения. Проявляйте терпение, ожидая ответа участников, однако учитывайте
данное обстоятельство при соблюдении требований к продолжительности
мастер-класса (до 20 минут). До начала мастер-класса и в процессе его
проведения уточняйте, слышат ли вас участники, видят ли презентацию, материалы,
которые вы демонстрируете.
5.3. Нельзя весь мастер-класс читать
лекцию, хотя вводная часть должна иметь определенную теоретическую значимость.
5.4. Не превращайте мастер-класс только в
игру. Одна форма работы на мастер-классе неприемлема.
5.5. Проявляйте специфику предмета.
5.6. Не добивайтесь долго того ответа,
который вам нужен. А если получили его раньше — не продолжайте двигаться в эту
сторону.
5.7. Старайтесь показывать не только себя,
но и удивлять участников тем, что они могут сами прийти к правильным выводам.
5.8. Не бойтесь задавать трудные вопросы.
5.9. Проведите в конце краткий анализ мастер-класса.
5.10. Не превышайте лимит времени для
выступления (не более 20 минут) [2].
6. Структура мастер-класса (носит рекомендательный
характер).
ü выделение
проблемы, обозначение её актуальности,
ü предъявление
материала, используемого вами в практике преподавания предмета,
ü работа
с практическим материалом,
ü представление
результатов работы,
ü обсуждение
и корректировка результатов работы,
7. Требования к оформлению мастер-класса,
если планируете его публикацию впоследствии.
7.1. Технические требования.
Сценарий мастер-класса рекомендуется
предоставить в качестве документа, созданного в формате Microsoft Word, в соответствии со следующими
техническими характеристиками:
-
шрифт - Times New Roman, размер шрифта – 14;
- отступ абзаца – 1, 15;
- поля: верхнее и нижнее – 2,5 см, левое –
2 см, правое – 1, 5 см.
Таблицы, иллюстрации и фотографии должны
иметь сквозную нумерацию и название.
7.2. Требования к содержанию.
Сценарий мастер-класс рекомендуется
оформить от третьего лица, без обращений, свойственных жанру выступления. Объём
текста не должен превышать 8 страниц формата А4. Демонстрационные и наглядные
материалы должны быть представлены в виде приложения к сценарию мастер-класса.
В случае необходимости использования мультимедиа (компьютерной презентации,
аудио- или видеофайлов), рекомендуется также предоставить их на проверку в виде
приложений (отдельных файлов). В конце сценария мастер-класса оформляется
список используемой литературы в соответствии с ГОСТ Р 7.0.100-2018.
После заглавия необходимо предоставить
краткую информацию об авторе и аннотацию к сценарию мастер-класса, а также
ключевые слова.
Пример оформления:
Сценарий
мастер-класса «Система работы учителя иностранного языка по подготовке учащихся
9 класса к написанию личного письма»
Иванова
Маргарита Яковлевна
учитель
МБОУ «СОШ № ..» г. Курска,
e-mail: …..
Мастер-класс демонстрирует основные приемы
работы с учащимися 7-9 классов для подготовки к написанию личного письма в ходе
ОГЭ. Среди этих приёмов: … . Результатом проведения мастер-класса является
овладение учителями иностранного языка данными приемами, осознание специфики их
использования на уроках иностранного языка.
Ключевые
слова: личное письмо, ОГЭ, приёмы подготовки к ОГЭ по
иностранному языку.
Организаторы Фестиваля оставляют за собой
право на редактирование предоставляемых материалов, а также на отказ автору в
выступлении с мастер-классом в случае, если материалы не соответствуют
заявленным требованиям или идея мастер-класса не актуальна и/или не
соответствует тематике мероприятия. Организаторы оставляют за собой право не
вступать в переписку с разработчиками мастер-классов и не объяснять причины
отклонения их работы. Об утверждении мастер-класса для проведения на Фестивале
организаторы сообщат не позднее 21 декабря.
С уважением,
доцент кафедры социально-гуманитарного
образования
ОГБУ ДПО КИРО
Е.А. Давыдова
Литература
1.
Березина И.В. Мастер-класс как современная
форма методической работы [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/531889/
(дата обращения: 24.02.2017).
2.
Заруба А.В. Что такое мастер-класс [Электронный
ресурс] // Режим доступа: https://teacher-of-russia.ru/?page=2009-seminar_lectures_zaruba_av (дата обращения: 24.02.2017).
3.
Мастер-класс [Электронный
ресурс] // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мастер-класс
(дата обращения: 24.02.2017).
4.
Мельникова Е.Л. Создание проблемных
ситуаций на уроках английского языка [Текст] / Е. Л. Мельникова // Иностранные
языки в школе. - 2015. - № 7. - С. 20-28.
Комментарии
Отправить комментарий